Gospel. Часть № 1

Gospel. Часть № 1

Gospel. Часть № 1. Джон Ли Хукер в интервью журналу Down Beat сказал: «Блюз вышел из спиричуэлов. Они основа всей музыки». В последующий текстах данной рубрики речь, в первую очередь, о чёрной церковной музыке, которая в более поздние времена получила название «госпел» (буквально - Евангелие). Автор цикла – Андрей Струков

У нас принято строить генеалогию чёрной поп-музыки от блюза.

Между тем историки американской культуры отслеживают родословную ещё глубже, и считают, что вся современная (не классическая) музыка происходит от спиричуэлов (spirituals). Это мнение поддерживают и блюзмены-классики, поголовно прошедшие «школу начинающего вокалиста» в баптистких церквах, на молельных собраниях.

Ту же точку зрения разделяют культурологи. Например, только в текущем году вышла дотошная монография университетского профессора Sandra Jean Graham с глобальным названием «Spirituals and the Birth of a Black Entertainment Industry».

Спиричуэлы – это музыкальная составляющая негритянской (африканской) культуры, которую со своей родины, из Африки, принесли с собой завезённые в Америку негры-рабы.

Уточню: «спиричуэлы» - более архаичны, «слова и музыка народные», а «госпел» - явление, существующее примерно начиная с конца XIX-го века, сочинения вполне конкретных композиторов и поэтов. К слову, в сознании афро-американцев оба термина неразделимы. Характерно, например, что «король блюза» B.B. King в начале 60-х выпустил альбом «Sings Spirituals».

Чтобы обсудить исторические корни спиричуэлов/госпела, придётся пунктирно отметить некоторые важные факты.

В африканской культуре нет понятия - «спиричуэлы» (это, в конце концов, термин из английского языка, а не из африканских наречий). Но примечательно, что уже с рубежа XVIII-го-XIX-го веков известны все характерные черты спиричуэлов, а именно: коллективное исполнение; ритмика; чередующиеся роли солиста и хора, тот самый формат «призыва и отклика» (call-and-response); по преимуществу короткие музыкальные фразы; существенная роль импровизации.

Специалисты ссылаются на множество мемуаров исследователей и путешественников по Африке. Самый ранний – шотландец Mungo Park, врач и ботаник, проплывший по рекам Гамбия и Нигер* в 1795. Тут наша первая строгая хронологическая «привязка» касательно спиричуэлов. Park в своих воспоминаниях почти все вышеперечисленные характерные черты спиричуэлов подробно описал. Разумеется, к моменту прибытия в Африку шотландца у этого искусства уже имелась длительная история.

К указанному сроку работорговля существовала не менее трёхсот лет.

В Северной Америке сформировалась целая «экономическая модель» с применением рабской силы. Там сложилась негритянская диаспора - рабская по статусу на Юге, смешанная на Севере. Рождённые в Америке поколение негров почти не помнило родных африканских наречий. Крохи ещё передавались от выживших (пра)бабушек-(пра)дедушек.

Белые «господа» проводили жесточайшую работу по искоренению всех исконных африканских верований и культов, и посильную так сказать «христианизацию» негров**. И уже существовали (пока отдельные, очаговые) строго оформленные религиозные негритянские общины (и на Севере, и на Юге).

Отправляя религиозные службы, негритянская община под давлением белых следовала их обрядовости: хозяева справедливо усматривали в консервации язычества источник духовного, а в перспективе и физического сопротивления своей воле. Именно в исполнении этих обрядов вынужденно сформировались spirituals. Высшей точкой их поэтики, часто выраженной иносказанием, являлось освобождение.

2.

Рабство, христианизация – суть условия рождения spirituals как искусства. Как спиричуэлы обрели форму?

Захваченные в Африке негры не везли с собой ничего из привычных бытовых предметов, тем более – родных музыкальных инструментов. Для аккомпанемента им остались ладони, ноги и собственно голос (звукоподражание, выкрики или очень короткие музыкальные фразы)***. Именно с этим «инвентарём» они пытались воссоздать (вначале) родные мелодии, позже – создали новые религиозные гимны.

Теперь к христианизации. Именно в церковной службе (или в каких-то разрешённых хозяевами религиозных обрядах вне церкви) чернокожие имели возможность свободно петь (хором). Первичный материал для пения – псалмы, первоисточник которых - Библия. В практически поголовно неграмотной негритянской среде содержание псалмов передавались по памяти, изустно. Библейская история переплелась с обстоятельствами нынешней жизни, перегруженной тяготами жизни. Содержание Евангелия, помноженное на страдание и усиленное богатым художественным воображением, дало удивительные художественные результаты! Гимны трансформировались в привычный формат хора, описанный ранее.

3.

Когда именно термин “spirituals” вошёл в обиход?

Возможно, самое первое упоминание (и употребление отдельно слова) “spirituals” именно как стиля, как отдельного музыкального явления, случилось в декабре 1865-го года.

Школьный учитель из Массачусетса, активный борец за освобождение негров, один из учредителей местной скромной школы именно для освобождённых рабов с Юга William Francis Allen в своей статье “The Negro Dialect” для газеты Nation употребляет термины “sperituals” и “running sperichils” (об этом “running” чуть позже). Как отметили историки, автор не разъясняет эти термины, т.е. для его читателей эти слова уже знакомы, не требуют объяснения.

Словом, к 1865-му году это название (пусть и написанное в статье через-не-ту-букву) уже существует, уже действует****.

4.

Для объективного исторического «охвата» необходимо упомянуть, что спиричуэлы развивались как часть музыкальной негритянской культуры, в которой (вначале) на равных  правах сформировались и другие оригинальные под-жанры. Во-первых, известные нам «рабочие песни» (work songs) и «холлеры» (hollers или field hollers). Собственно, это очень похожие по содержанию под-жанры, которые различаются просто местом занятости исполнителей. Если певец (певцы) задействованы на каких-то (условно) промышленных работах – это «рабочие песни», если певцы работают в сельском хозяйстве, то это холлеры.

Специалисты и любители строгих классификаций идут ещё «глубже», указывая ещё на некоторые жанровые вариации, например, moans и cries, т.е. что-то вроде «песни-жалобы», «песни-стоны», «песни-жалостливые-причитания».

Рабочие песни и холлеры остались в фольклоре навечно, они исполняются до сих пор (см.следующий параграф) при особых оказиях.

И ещё один под-жанр обязательно надо упомянуть – т.н. “ring shout”, в переводе по смыслу – песни, исполняемые хороводом (их же называли running spirituals). Они замечательны самой наглядной демонстрацией корневой африканской манеры совместного музицирования, на которую наложилось христианское влияние  (религиозное содержание лирики).

Исполняя ring shout, участники размеренно двигались по кругу приставными шагами (традиция диктовала движение против часовой стрелки). Солирующей певец вёл основную тему, он же (или отдельный аккомпаниатор) отстукивал ритм палкой, а все участники помогали, подпевая, прихлопывая в ладоши и притоптывая.

При несомненности африканского происхождения этого музыкально-ритмического-танцевального ритуала – некоторые детали объяснялись строго с точки зрения «новой веры»: например, движение разрешалось строго приставными (боковыми) шагами, не скрещивая ног, потому что скрещённые ноги – это уже танец, т.е. нечто мирское, неподобающее во время службы Господу. Ring shout исполнялись и «на природе», и в церкви (если не в «основном помещении», то в церковных пристройках, свободных от алтаря и рядов кресел).

5.

Подробный разговор про спиричуэлы продолжим в следующей части, а пока рекомендация - два уникальных альбома народного ансамбля McIntosh County Shouters “Slave Shout Songs From The Coast of Georgia” и “ Spirituals & Shout Songs from the Georgia Coast”.

McIntosh County Shouters – очень интересный коллектив певцов (шаутеров), сформировавшийся почти сорок лет назад в негритянской общине Eulonia, в округе (местности) Макинтош, шт. Джорджиа. Первые песенные навыки певцы стартового состава группы получили ещё от дедушек и бабушек (бывших рабов).

Традиция не умерла, поддерживалась внутри общины, получила мощный импульс в начале 1980-х, после нескольких выступлений на местных (и позже – национального масштаба) фольклорных фестивалях. Сейчас группа (несмотря на весьма преклонный возраст большинства исполнителей) продолжает активно гастролировать и выступать на фестивалях, участвовать в теле- и радио-передачах, в её активе несколько наград от государственных и культурных учреждений.

Пара альбомов глубоко-традиционного негритянского репертуара, в строго традиционном формате: а-капелла, под прихлопы, притопы; единственный «инструмент» - палка, отбивающая ритм, плюс что-то вроде бубна в трёх композициях второго альбома.

Замечательно, что записи эти (технически) современные, изумительного качества (никаких привычных для архивных релизов шумов, хрипов, etc), а трек-листы содержат весь жанровый набор, описанный выше: холлеры, спиричуэлы, ring shout.

Примечания:

* Гамбия и Нигер – это Западная Африка, западный берег. Говоря о корнях афро-американской культуры, корректнее говорить всё-таки не обо всём африканском континенте, а о его западной части; именно оттуда поставлялась большая часть рабов; регион прямо от береговой полосы с заходом вглубь континента на 200-300 км, сколько может  пройти (средневековый) отряд охотников за рабами; и откуда ещё можно вывести захваченных отряд рабов без большой «естественной убыли» по пути к берегу, до погрузки на корабль)

**Развитие религиозной культуры – процесс очень сложный, естественно. К началу XIX-го века не то что все негры уже стали христианами, а даже многие белые (в недавнем прошлом переселенцы) успешно забывали, что они христиане. В разных мемуарах встречаются упоминания о том, что целые округа на Юге вели практически НЕрелигиозный образ жизни; люди посещали церковь дважды-трижды в жизни (при рождении, на венчании и после смерти). И это – белые; что уж говорить про негров. Только в результате серьёзных усилий отдельных религиозных деятелей и целых движений в течение XIX-го века религиозная рутина в Штатах стала довлеющей, известной нам по литературе и кино (общая если не искренняя, то хотя бы демонстративная религиозность; еженедельное, как минимум, посещение церкви; многократные ежедневные молитвы; большая роль духовных лиц в повседневной жизни и белой, и чёрной общины, и т.п.)

***Вообще-то врождённую негритянскую музыкальность белые господа научились использовать очень быстро. Для южан это стало привычным, а путешественники из Европы или с Севера с удивлением отмечали, что многие богатые плантации имеют для развлечения целые сплошь-негритянские оркестры (сейчас мы бы сказали биг-бэнды), весьма искусно исполнявшие весь тогдашний популярный репертуар.

Естественно, что эти инструменты (из оркестра) негры в повседневной жизни использовать не могли. Иногда в их распоряжение попадали какие-то пришедшие в негодность гитары, скрипки, барабаны (да ещё требовалась благосклонность «хозяина» на такой музыкальный досуг). Для постоянного личного пользования им пришлось изобрести свои собственные инструменты (или приспособить имеющиеся в их распоряжении предметы). Именно отсюда родом все эти диддли-бо, каззу, джаги и прочие замечательные музыкальные «памятники» ушедшей эпохи.

****Вообще-то с термином “spirituals” любители музыки не пришли к общему мнению и по сию пору. Кто-то продолжает считать, что спиричуэлы – это строго негритянское искусство, а кто-то понимает это как духовную музыку вообще, независимо от расовой принадлежности исполнителя. Например, в супер-авторитетнейшей и супер-представительной CD-коллекции Алана Ломакса (тринадцати-альбомный бокс-сет) с общим названием “Southern Journey” есть отдельный выпуск (vol.4) с подзаголовком “Southern White Spirituals” (т.е. «Спиричуэлы сочинения и исполнения белых южан»). Слушается эта часть коллекции (мягко говоря) странно; контраст с чёрными спиричуэлами разительный; впечатление, что попал на концерт вполне себе архаичной кантри-музыки, с редкими перерывами на устные проповеди.

6.9.18   Андрей Струков для BN

Звучание альбома сильно отличается от прошлых работ Аны. Современный поп-саунд, фанк и соул, мягкий звук. Похоже, пластинка с прогибом под вкусы успешных и консервативных покупателей среднего класса, прежде всего, дам, выросших на "уроках" сериала "Секс в большом городе". Продюсером диска выступил знаменитый Кеб Мо, знающий как угодить подобной публике 

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Сильный диск. Ему явно пытались придать характер жёсткого soul-rock, и оно удалось. Этот тренд, кстати, сейчас можно назвать модой – новое поколение тянется почему-то к подобному звуку. Странно было бы не включить в диск «старые любови» Даны типа кантри и акустического фолка, однако пара песен не меняет общей картины. Огонь, много агрессивной меди и превосходный голос. Зачёт-зачёт!   

Абсолютный рок/блюз-шаффл и тяжёлый boogie-рок. Супер!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы